ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти |
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
- Власть – общественное явление
- Власть – компонент общества на всех этапах его развития
- Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
- Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
- Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
- авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
- сила
- закон
- богатство
- харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
- власть в масштабе всего общества;
- власть внутри того или иного коллектива ;
- власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
- демократическая
- недемократическая
Виды власти по сферам общественной жизни:
- духовная
- социальная
- экономическая
- политическая
- информационная
- семейно-бытовая
- религиозная и другие
Методы власти:
- демократические и авторитарные
- честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
- господство
- координация
- руководство политическими процессами
- управление делами общества и государства
- организация политической жизни и политических отношений
- Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей
Основные признаки политической власти:
- Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
- Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
- Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
- Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
- Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
- Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
- Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
- Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
- международные организации (мегауровень),
- центральные органы государства (макроуровень),
- региональные организации (мезоуровень),
- власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
- легитимность ( поддерживается основной частью населения)
- легальность ( законность)
- результативность
Типы легитимности:
- Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
- Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
- Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
- законодательная
(Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан - исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
понятие, признаки, виды. Общество и власть — Мегаобучалка
Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.
Власть– это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.
Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.
Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.
Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.
В динамикевласть всегда есть отношение между людьми — властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.
Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.
Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.
Властное воздействие– это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.
В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д.
Виды власти.Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная).
Власть — явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой— подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» — первоисточник, первоноситель власти.
Власть невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.
Белет 11
megaobuchalka.ru
понятие, признаки и виды. Общество и власть.
Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.
Власть – это способность одного лица подчинять себе другое лицо.
Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.
Дюверже говорил что власть имеет биологическую природу.
Маркс говорил, что власть имеет социальную природу(в основе общественные и экономические отношения).
З. Фрейд говорил, что власть имеет психологическую природу.
Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.
Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также природным и социальным неравенством людей.
Власть всегда есть отношение между людьми — властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.
Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.
Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.
Властное воздействие – это взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.
Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть – это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
studfiles.net
Лекция 1. Власть: понятие, виды
Раздел 4. Политика
Основа политики — власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:
1) в широком смысле — способ влияния на людей;2) в узком смысле — отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых.
К примеру, властью обладает учитель — он влияет на учащихся, даёт им задания, указывает правила поведения. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям учителя. Следовательно, учитель обладает властью как в широком, так и в узком смысле. Намного шире власть Президента РФ. Он влияет на широкий круг людей — всех граждан страны. Его законные решения также обязательны для жителей государства. А лидер в группе друзей обладает лишь властью в широком смысле. Он может влиять на других членов группы, но это влияние неформальное. Решения лидера группы друзей не обязательны для исполнения всеми.
Основа власти — социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями — именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть — власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная.
Но в любом случае власть предполагает три возможных источника:— сила — физическое или духовное воздействие на людей;
— закон;
— авторитет — оценка обществом качеств личности — носителя власти.
Часто власть в той или иной степени опирается на все три источника сразу. К примеру, государственная власть своим источником имеет, прежде всего, закон. Однако в необходимых случаях она может применить силу для принуждения людей к соблюдению норм права — для этого существуют силовые структуры (полиция, армия и т.п.). Кроме того, если государственная власть опирается на авторитет, то это укрепляет её дополнительно.
Власть можно разделить на типы:— личная власть — влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия — он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
— публичная власть — власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.
Важнейшей в обществе является политическая власть — право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
— публичность — эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
— легитимность — признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании — можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
— легальность — соответствие власти закону;
— регламентированность — определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
— институциональность — выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
Политическая власть обычно разделяется на:
— государственную — осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти — государство в лице официальных государственных органов власти;
— общественную (партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
Таким образом, понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти: — формирование политической системы;
— организация политической жизни и политических отношений;
— управление делами общества и государства;
— руководство политическими процессами;
— создание определенного типа правления.
В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей — гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов — система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента — отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
social-studies.ru
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ это что такое ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: определение — Политика.НЭС
ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
форма политической власти, предусматривающая наличие определенного территориального пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, специального аппарата управления и принуждения, монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения страны. К основным современным моделям организации государственной власти относят принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) и принцип единства государственной власти.
Оцените определение:
Источник: Политологический словарь-справочник
Государственная власть
один из видов власти в обществе, отличающийся тем, что в качестве субъекта власти выступает государство в лице государственных органов, учреждений и государственных должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях). Это свойство Г. в. определяется как публичность (от лат. publicus — ббщественный), т. е. всеобщность, в отличие отличных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Г. в. — это стержень политической власти (см. Политическая власть). Существуют различные формы организации Г. в. в обществе. При их классификации принято выделять: формы правления (см. Форма правления) и формы государственно-территориального устройства (см. Государственно-территориальное устройство).
Оцените определение:
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
State power; State authority) — 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и контролировать, подчинять своей воле; 2) действующие органы государства; 3) лица, облеченные высшими полномочиями. Согласно Конституции в России носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Г.в. в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Г.в. в России осуществляют Президент РФ. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, суды РФ; в субъектах Федерации — образуемые ими органы. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами Г.в. РФ и органами Г.в. субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративными и иными договорами о таком разграничении.
Оцените определение:
Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
(state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых научных споров. Марксисты, как и специалисты в области политической социологии и политической антропологии, обычно предпочитают пространное определение, фокусирующее внимание на репрессивных и властных институтах, которым принадлежит явный приоритет в принятии решений и которые претендуют н
politike.ru
Политология-словарь по обществознанию — власть
Власть
власть
— социальное взаимодействие, отношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет В., называют субъектом В., а тот, в отношении кого осуществляется В., кто подчиняется, — объектом В. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект В., реализующий свои цели. В. можно определить и следующим образом: если констатируется факт способности субъекта А влиять на Б и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет В. над Б. В основе отношений В. лежит неравенство в обладании ресурсами В., а также наличие мотивации властного взаимодействия, т. е. наличия у объекта ц субъекта В. внутренних причин, мотивов, побуждающих их к вступлению во властное взаимодействие. Способы осуществления В. могут быть разнообразными: от насильственного, основанного на применении физической силы, до «мягкого», где подчинение достигается за счет внутренних психологических мотивов (авторитета субъекта В. и др.). В обществе существуют различные виды властных отношений: В. в семье, в организации, в группе. Особыми видами В. являются политическая В. (см. Политическая власть) и государственная В. (см. Государственная власть).Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Государство и его функции
Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.
Сразу определим термин «политика». Политика является объектом изучения политологии.
Политология — это гуманитарная наука, изучающая политические процессы и отношения в обществе, связанные с деятельностью государства и иных субъектов политической деятельности.
Слово «политика» греческого происхождения и введено в оборот древнегреческим философом Аристотелем, учеником великого Платона и учителем великого Александра Македонского. От греческого πόλις (полис) «город, государство». Патриархальное понимание политики Аристотелем – это искусство управления городом, государством (у греков эти понятия совпадали, каждый полис имел суверенитет).
Современное понимание политики заключается в понимании многообразных целей и интересов социальных групп, участвующих в политической деятельности и необходимости координации общественных интересов. Каждый субъект политики (даже лидеры, элиты) представляют интересы социальных групп, стоящих за ними. Например, Наполеон – интересы нарождающейся буржуазии, Ленин – класса пролетариев.
Наиболее корректно сегодня выглядит следующее определение:
Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.
Власть – возможность влиять на поведение другого человека, основной (первый) институт политической сферы.
Власть для политики первична, государство (институт, обладающий всей полнотой власти) – вторично.
В этом смысле существует значительной число форм реализации (видов власти):
Таким образом, субъектами политической деятельности (активным началом), является государство, лидеры, элиты, народные массы, социальные группы (партии, этносы, конфессии), институты гражданского общества (церковь, профсоюзы).
Объектами – власть, за которую идет борьба, ресурсы (материальные и интеллектуальные – идеологии, например), законы, общественные блага и их распределение.
Зачем нужна политика? Каково соотношение цели и средств ее достижения в политической деятельности? Решаема ли актуальная во все времена проблема злоупотребления политиками высоким социальным статусом и должностным положением (например, коррупция).
На эти вопросы мы можем ответить только в рамках нескольких противоположных друг другу подходов к пониманию политики как специфического вида деятельности.
Для основателей политологии (Аристотеля, продолжавших его традицию христианских мыслителей средневековой Европы), главная задача политика – интеграция (сплочение общества) на основе достижения общего блага.
Для основателей теории конфликта (К.Маркса, Ф. Энгельса), политика это противостояние интересов классов, в котором государство всегда будет механизмом подавления подчиненного класса (например, крестьян при феодализме) господствующим (феодалами, например).
А вот Макс Вебер, великий немецкий политолог и социолог, автор теории легитимности и концепции политической власти, определял политику как заложенное в природе человека стремление к власти, подчинению других людей.
Каково соотношение политики и морали?
Предлагаем сразу закрепить наше понимание политики как особого вида деятельности. Напомним, что деятельность человека всегда проявляется в ее предназначении, выполняемых функциях. Задание части 2 для ЕГЭ по обществознанию 2019 года форме, будем внимательны.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.
«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.
1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов.
2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.
Продолжим разговор о политике, определив термин государство.
Государство – основной институт политической системы, обладающий суверенитетом.
Что такое суверенитет? Это главный признак независимого государства, юридически означающий:
«Суверенитет — монопольное право государства издавать законы на своей территории и представлять интересы населения страны за рубежом».
Государство, живущее по своим законам – независимо, по чужим – колония.
Иные признаки государства, не обладая которыми, оно не может им считаться, это:
Как объясняется в различных политологических концепциях возникновение государства?
И последнее, каковы функции государства:
- Правотворческая (создание законов)
- Правоохранительная
- Распределение ресурсов
- Внешнеполитическая (представление интересов населения страны за рубежом).
Мы ждем конкретные примеры реализации государством каждой из этих функций в комментариях к данному занятию и в обсуждениях нашей группы
Итак, сегодня мы рассмотрели с Вами в ходе нашего вводного занятия к блоку политика две темы кодификатора «Понятие власти» и «Государство и его функции».
egewin.ru